Интернет-реклама: Эпоха Просвещения
Предлагать ростовскому бизнесу перенести часть рекламных бюджетов в Интернет, веб-студии стали достаточно давно. До поры, до времени это воспринималось, как модное и довольно экстравагантное вложение.
- Сайты продвигались по несуществующим запросам, цены на поисковое продвижение брались чуть ли не с потолка. Клиенты попросту не представляли, как оценить эффективность вложений. В середине «нулевых» это была просто забава, а не деловое мероприятие - рассказывает исполнительный директор компании IStudio Александр Петрушин.
Все поменял кризис. Существенное уменьшение расходов на рекламу заставило деловых людей Юга Росии вдумчиво перебрать традиционный инструментарий в поисках максимально эффективных решений. Суммы сделок на размещение наружной рекламы упали в несколько раз, рекламные печатные издания балансировали на грани самоокупаемости, а вот для мира «онлайн» наступил звездный час...
- На нас кризис отразился обратным образом. Такое ощущение, что все остатки средств на рекламу понесли в Интернет. Клиенты стали более разборчивы и требовательны, но тем не менее, кризис пошел нам на пользу, - вспоминает управляющий партнер компании «АртМедиаХолдинг» Вячеслав Крючков, - Конечно, в абсолютных показателях рост нашего рынка замедлился, но если учитывать общий спад, то мы оказались в огромном плюсе.
В оценках роли кризиса с ним согласен руководитель студии ВебРост Александр Боровских:
- В кризис нам пришлось работать в 2 раза больше. Не только в плане поиска клиентов, но и по нашей основной специализации. В итоге клиенты поняли, что Интернет гораздо эффективней традиционных видов рекламы.
Оценки роста рынка Интернет рекламы весьма разнятся: от 20% до 100% в год. Возможно, дело в том, что каждая веб-студия, из опрошенных нами, судит не по общей статистике рынка, а исходя из личной бухгалтерии. Тем не менее, бурный рост очевиден и признается подавляющим большинством игроков рынка. Еще больший рост прогнозируется на будущее.
- Сейчас мы не просто зарабатываем деньги для себя и клиентов. Мы несем на себе просветительские функции. Так сказать, вносим посильный вклад в модернизацию экономики, - улыбается Александр Петрушин.
- Только 25% клиентов относительно точно представляют, что именно и какими средствами они хотят получить от рекламы в Интернете, с остальными мы работаем, разъясняем, вместе пытаемся прийти к оптимальному решению. И здесь очень важно доверие между сторонами, - дополняет мнение своего коллеги Александр Боровских из ВебРоста.
В столице считается хорошим тоном, если компании проводят для своих клиентов обучающие семинары. Яндекс и Google проводят ликбезы по своим системам контекстной рекламы, ссылочные биржи Sape и Seopult рассказывают, как правильно расходовать ссылочне бюджеты при поисковой оптимизации. Такая просветительская политика является насущной необходимостью — продукты в данном сегменте появляются настолько быстро, и , зачастую, они настолько сложны, что без массированного процесса обучения они рискуют остаться незамеченными. Ростовские компании стараются перенимать опыт у коллег.
- Мы занимались продвижением большого информационного портала. Там уже работали десятки сотрудников. Для того, чтобы наладить работу мы организовали специальный курс для персонала — обучили их основам SEO-копирайтинга. Результат был просто отличный. Все вложения в обучение — и наше, и клиента — окупились в первый же месяц работы, - не без гордости заявляет управляющий партнер «АртМедиаХолдинга» Вячеслав Крючков.
Впрочем, есть и альтернативная точка зрения.
- К нам обращаются в первую очередь понимающие люди. Мы тот самый «сапожник с сапогами» - рекламируем себя в первую очередь в Интернете и те люди, которые выходят таким образом на нас, довольно неплохо разбираются в предмете, - говорит Сергей Дулимов, руководитель веб-студии, сайт которой по запросу «поисковая оптимизация» красуется в первой десятке Яндекса.
Что касатеся конкретных видов рекламы во Всемирной Сети, то в Ростове-на-Дону однозначно лидирует поисковая оптимизация (SEO). Несмотря на то, что Яндекс постоянно вводит новые алгоритмы, существенно изменяющие результаты поисковой выдачи, а официальный блог крупнейшей в России поисковой системы объявляет о борьбе с «манипуляторами».
- Возможно все эти ухищрения могут «придушить» рынок поисковой оптимизации в Москве, где конкуренция чрезвычайно высока. В нашем регионе мы еще можем гарантировать клиенту места в ТОП10. Гарантии даем, естественно, финансовые. Сейчас еще можно без особо крупных вложений попасть на весьма хлебные места. И еще годик-другой будет возможно. Кто успеет за это время намазать масло на хлеб — тот молодец, остальные, если будут долго думать, будут сидеть у разбитого корыта, - заявил нам руководитель отдела продвижения одной из крупнейших ростовский веб-студий, пожелавший остаться неизвестным.
Рынок контекстной рекламы в Ростове-на-Дону занимает гораздо более скромное место. В основном компании используют его как приложение к поисковой оптимизации, не рассматривая его как нечто самостоятельное.
Медийная реклама как серьезный инструмент находится в зачаточном состоянии.
- Ростовские площадки предлагают размещение баннеров на невероятно высокие цены. Размещение баннера на ростовском сайте стоит столько же, сколько размещение настоящего билборда на центральной улице! А ведь одним из преимуществ рекламы в Сети является ее малая цена! Когда владельцы ростовских площадок поумерят свой аппетит, тогда мы будем рекомендовать медийную рекламу клиентам, - обещает Сергей Дулимов.
Нет серьезных оборотов пока и у рекламы в социальных сетях. Это касается, как рекламых объявлений и баннеров в социалках, так и создания тематических групп. По общему мнению опрошенных, на данный момент покупательная способность аудитории отечественных соц.сетей крайне низка — ведь это в основном молодежь. Но по мере развития Интернета и сопутсвующих технологий, количество людей в социалках, их возраст, (а значит и коммерческая целесообразность площадок) будет только расти. Следовательно перспективы у этого сегмента самые радужные.
Алина Еналеева, журнал "ВАШ КАПИТАЛ".
вернуться к списку статей